Дневники

Gerb_Dubna

Доклад

Одной из приоритетных задач развития информатизации системы образования на современном этапе является оказание услуг населению в электронном виде.

Внедрение услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» в городском округе Дубна началось с мая 2011 года.

Учитывая, что указанная услуга должна предоставляться в электронном виде, перед нами встал главный вопрос: какое прикладное решение выбрать для реализации данной  услуги.

Проанализировав предложения, мы остановились на АСУ «Виртуальная школа». Разработчик г. Белгород,  ООО «Фабрика информационных технологий».

Все 13 образовательных учреждений, подведомственных Управлению народного образования г.Дубны выбрали данную систему.

Что послужило основанием для выбора системы:

1.         АСУ «Виртуальная школа» является частью интегрированной системы портала «Муниципальные услуги в сфере образования», который объединяет в себе возможность реализации сразу 8 услуг в электронном виде.

2.         Данная система соответствует стандартам, предъявляемым к информационным системам. Стандарты размещены на сайте http://metod-portal.ru

3.         АСУ «Виртуальная школа» соответствует единым требованиям, предъявляемым к системам ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в образовательных учреждениях Российской Федерации и методическим рекомендациям.

Об особенностях «Виртуальной школы» я расскажу чуть позже. Хотелось бы остановиться на мероприятиях, предшествующих внедрению данной системы в деятельность ОУ и необходимых для выполнения в рамках непосредственной работы в школах.

На муниципальном уровне мы определили алгоритм и период внедрения данной системы по этапам:

Общая схема внедрения представлена на слайде.

схема внедрения

Этапы

1.         Подготовительный этап (май – август 2011 года)

2.         1 этап (01.09.2011 – 11.12.2011)

3.         2 этап (12.12.2011 – август 2012)

4.         3 этап (сентябрь – декабрь 2012)

На подготовительном этапе были осуществлены следующие виды работ:

1.         Подписание Соглашение о сотрудничестве с ООО «Фабрика информационных технологий»

2.         Утверждение списка образовательных учреждений, участвующих в инновационной и опытно-экспериментальной деятельности.

3.         Разработка плана-графика в рамках выполнения 1 этапа работ. С планами-графиками Вы можете познакомиться на информационно-методическом сайте отдела информационных технологий http://oit.uni-dubna.ru

4.         Осуществление технических работ по подготовке образовательных учреждений к внедрению системы электронных дневников и журналов, отладка работы компьютерного парка, настройка сетевых подключений.

5.         Регистрация образовательных учреждений на сайте разработчика системы.

6.         Организация обучения сотрудников школ города работе с АСУ «Виртуальная школа». Запрос на повышение квалификации работников системы образования.

На слайде представлена система взаимодействия Управления народного образования г.Дубны с вузами, осуществляющими обучение педагогических работников.

Учитывая опыт внедрения программного комплекса «Хронограф», для обеспечения необходимых компетенций педагогических работников и готовности к работе с электронными журналами преподавателями университета «Дубна» были разработаны две программы обучения, максимально адаптированные к работе с АСУ «Виртуальная школа»

- «Использование программного комплекса оперативного управления «Виртуальная школа» в деятельности заместителя директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (УВР)» (электронные дневники, электронные журналы)

- «Использование программного комплекса оперативного управления «Виртуальная школа» в деятельности учителя-предметника и классного руководителя» (электронные дневники, электронные журналы).

Цель первой программы обучения – подготовка администрации школ и лиц, ответственных за методическое сопровождение педагогов, к внедрению системы электронных дневников и журналов, а также формирование заместителями директоров по УВР (администраторами на уровне ОУ)  базового функционала системы «Виртуальная школа».

Цель второй программы – обеспечение необходимого уровня ИКТ-компетенций учителей – предметников, классных руководителей для внедрения системы электронных дневников и журналов, а также отработка технологии использования в повседневной деятельности электронного интерфейса для учета успеваемости и посещаемости учащихся.

 

7.         Создание на сайтах ОУ и Управления народного образования раздела «Электронный дневник».

Для оказания методической помощи ОУ на информационно-методическом сайте Отдела информационных технологий МУ Центр развития образования» была размещена информация о проекте, документы, регламентирующие мероприятия по проекту,

а также методические пособия и рекомендации для педагогов.

 

В рамках первого этапа работ были проведены следующие мероприятия:

1.         Обучение работников образовательных учреждений.

Надо отметить, что обучение проходило поэтапно: сначала обучались заместители директоров школ по УВР, а потом учителя. Обусловлено это было тем, что практические части программ обучения предполагали освоение технологии работы, а самостоятельные внеаудиторные занятия непосредственное наполнение баз данных. Таким образом, получалось, что пока не завершат свою работу завучи, учителя-предметники не могли приступить к обучению.

  1.   Работа по формированию базового функционала АСУ «Виртуальная школа».
  2.  Заведение учетных записей для сотрудников ОУ. Около 500 записей
  3. Разработка первичных документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, по работе с системой электронных дневников и журналов.
  4. Разработка и утверждение инструкции для администратора системы на уровне школы и лица, ответственного за методическое сопровождение педагогов.
  5.   Согласование и консультирование с разработчиком текущих вопросов внедрения системы.
  6.   Утверждение плана-графика 2 этапа работ.

По итогам обучения работников школ к окончанию первого этапа работа по внедрению систем электронных дневников и журналов были полностью сформированы базы ОУ, педагоги начали работу по внесению оценок, тем уроков и домашних заданий.

В период выполнения работ возникла необходимость в постоянном консультировании работников школ по работе с АСУ «Виртуальная школа», в освоении навыков работы с электронным журналом. Для решения этой проблемы была построена система помощи педагогам ОУ.

За каждой школой был закреплен преподаватель-консультант,  осуществляющий помощь лицу, назначенному в образовательном учреждении за методическое сопровождение учителей-предметников, который, в свою очередь, осуществлял поддержку педагогов на местах.

Хотелось бы отметить особую роль на данном этапе в дистанционном консультировании работников школ по средствам использования электронной почты, skype, агента, icq и других подобных предложений. При отсутствии возможности использования в работе ОУ указанных сервисов внедрение, а в особенности обучение работников школ длилось бы по времени значительно больше, чем потребовалось нам.

Не теряет своей актуальности и сегодня данная система консультирования педагогов ОУ.

В рамках второго этапа работ были осуществлены следующие мероприятия:

1.         Педагогами ОУ присвоены учетные записи учащимся и их родителями в системе «Виртуальная школа».

2.         Проведены родительские собрания и классные часы по оказанию услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» и возможности ее получения с помощью  АСУ «Виртуальная школа».

Был осуществлен мониторинг работы администраторов баз ОУ и учителей-предметников. По итогам мониторинга стало ясно, что в городском округе Дубна более 90% педагогов приступили к работе с электронными журналами

Говоря о деятельности педагогов ОУ по работе с электронными журналами нельзя не остановится на наглядном представлении самой системы «Виртуальная школа».

Доступ к системе осуществляется через сайт vsopen.ru, где происходит авторизация пользователей через присвоенные им логины и пароли.

Назначение АСУ «Виртуальная школа»

1.         является системой автоматизации образовательного процесса;

2.         предоставляет возможность получения школами и управлением образования первичной информации об учениках, родителях и учителях ;

3.         позволяет перевести типовой журнал в электронный вид;

4.         предоставляет возможность получения  родителями информации о ребенке через Интернет;

5.         позволяет оперативно формировать необходимую отчетность в соответствии со стандартными формами.

Основные пользователи АСУ «Виртуальная школа»

  • Администратор объекта
  • Представитель Управления образования
  • Директор ОУ
  • Зам.директора по областям
  • Учителя-предметники
  • Классные руководители
  • Ученики
  • Родители

 

Интерфейс АСУ «Виртуальная школа»

Блоки:

1.         Кадры

2.         Классы

3.         Методическая работа

4.         Образовательный процесс

5.         Работа со школой

6.         Сервис

 

БАЗОВЫЙ ФУНКЦИОНАЛ включает следующие модули и возможности:

  • электронный журнал;
  • электронный дневник;
  • справочные данные по школе;
  • база данных по учителям, ученикам, родителям;
  • комплексная выборка (поиск) по базе данных;
  • формирование отчетности
  • возможность обмена электронными сообщениями между участниками процесса (например, Учитель — Ученик, Учитель — родитель и др.)

 

Интерфейс системы, который доступен УЧИТЕЛю-ПРЕДМЕТНИК:

1.         Список учеников класса

2.         Учебное расписание

3.         Учебные планы

4.         Учебный журнал

5.         Тематическое планирование

6.         Учебные материалы

7.         Внутренняя почта

 

Электронный журнал. Педагоги работают с ним каждый день.

Здесь учителя-предметники создают уроки и выставляют оценки. Учителю доступны только те предметы (подгруппы по предметам) и классы, в которых он ведет занятия

Пояснения к журналу:

Желтым цветом выделены даты уроков по расписанию.

Зеленым цветом выделены столбцы с четвертными (во 2-9 классах) и полугодовыми оценками (в 10-11 классах).

Несомненным плюсом электронного журнала является возможность автоматического подсчета среднего балла учащегося по конкретному предмету, а также подсчета количество пропусков уроков учащихся. (обведено красным цветом на слайде)

Также учитель-предметник может просматривать все оценки за прошлые месяца и необходимые ему периоды с помощью фильтра недель.

Интерфейс системы, который доступен УЧЕНИКУ и РОДИТЕЛЮ.

•          Учебное расписание. Ученик может создать отчет расписания и вывести его на печать.

•          Учебные планы

•          Учебные материалы

•          Внутренняя почта

•          Дневник

•          Табель успеваемости

Внешний вид электронного дневника учащегося и табеля успеваемости

Табель успеваемости

На сегодняшний день педагоги ведут кропотливую ежедневную работу по заполнению электронных журналов оценками, домашними заданиями.

Говорить о важности внедрения услуг в электронном виде бесполезно, не получая обратной связи от главных получателей этих услуг — родителей и учеников.

Управление народного образования г.Дубны совместно с разработчиками АСУ «Виртуальная школа» провели сравнительный анализ посещаемости сайта https://www.vsopen.ru  родителями и учащимися за несколько месяцев. По итогам статистических отчетов получилось, что количество просмотров родителями и учениками сайта по позициям «Дневник» и «Табель успеваемости» с ноября 2012 по январь 2013 постоянно росло, что свидетельствует о востребованности услуги «Электронный дневник и журнал».

Завершая доклад, я хочу обратить внимание на то, что все услуги в электронном виде желательно реализовывать комплексно. Как я отмечала в начале, АСУ «Виртуальная школа» является частью интегрированной системы портала «Муниципальные услуги в сфере образования», который объединяет в себе возможность реализации сразу 8 услуг в электронном виде. Данный портал уже интегрирован с федеральным порталом государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru

Опыт и разработанный алгоритм внедрения  одной услуги    позволил нам создать «почву» для внедрения следующих услуг:

- «Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах …

- «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного образования…

- «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, сады)

Работу по реализации указанных услуг мы ведем сейчас.

Контакты

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.