Научно-практический семинар

Научно-практический семинар «Реализация современных муниципальных моделей организационно-методического обеспечения (сопровождения) общеобразовательных учреждений и педагогов Московской области»

24 октября 2013 года в ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» состоялся научно-практический семинар «Реализация современных муниципальных моделей организационно-методического обеспечения (сопровождения) общеобразовательных учреждений и педагогов Московской области».

 На семинаре был представлен опыт работы г. Дубны по методическому обеспечению и сопровождению процессов информатизации системы образования. С докладом выступила методист Отдела информационных технологий МУ «Центр развития образования г. Дубны Московской области» Белоскова Екатерина Геннадьевна.

Муниципальная модель организационно-методического сопровождения актуальных направлений информатизации системы образования в общеобразовательных учреждениях г. Дубны

Доклад «Муниципальная модель организационно-методического сопровождения актуальных направлений информатизации системы образования в общеобразовательных учреждениях г. Дубны»  PDF

Презентация к докладу

В условиях модернизации образования перед методическими  службами стоит задача -  построение эффективной модели методического сопровождения, способной гибко и своевременно реагировать на новые вызовы и возникающие проблемы развития системы образования.

В своем выступлении я хочу рассказать о муниципальной модели организационно-методического сопровождения деятельности общеобразовательных учреждений г.Дубны в контексте актуальных направлений информатизации системы образования.

Методическая работа и методическое сопровождение в современной трактовке – это сервисная служба, которая сопровождает функционирование и развитие образования. Методические структурные подразделения оказывают реальную помощь в управлении развитием образования: выявляют приоритеты, осваивают технологии анализа, мониторинга, прогнозирования, координации, проектирования образовательных услуг.

Отдел информационных технологий (ОИТ) в муниципальном учреждении «Центр развития образования г.Дубны Московской области» был создан в 2003 году для:

  • обеспечения информатизации системы образования на муниципальном уровне в  осуществлении государственной и муниципальной политики  в  области информатизации образования,
  • обеспечения современной педагогической информацией, удовлетворения потребностей учреждений в сфере информатизации и учебно-методического обеспечения, создания единого образовательного информационного пространства;
  • изучения и анализа состояния рынка программно-аппаратных комплексов, информационно-педагогических технологий, удовлетворения запросов в повышении квалификации участников образовательного процесса в области новых информационных технологий;
  • создания и развития информационно-коммуникационных средств, цифровых средств обучения;
  • осуществления методической и консультационной поддержки инициатив, специалистов, педагогов учреждений в области внедрения информационно-коммуникационных технологий;
  • формирования сетевого сообщества, организации доступа к образовательным ресурсам в сети Интернет;
  • обобщения и распространения передового педагогического опыта, разработки технологий, позволяющих тиражировать опыт;
  • организации и проведения опытно-экспериментальных работ, апробации и экспертизы материалов, связанных с внедрением информационно-коммуникационных технологий.

Основными направления деятельности Отдела информационных технологий (ОИТ) МУ ЦРО являются:

  • Планово-прогностическая деятельность.
  • Учебно-методическая деятельность.
  • Деятельность по обеспечению  образовательных учреждений электронными образовательными ресурсами интерактивными пособиями.
  • Деятельность по развитию информационной инфраструктуры системы образования.
  • Деятельность по техническому обеспечению.
  • Деятельность по сервисному обслуживанию (печать, тиражирование, оцифровка, дизайн).

Миссия Отдела информационных технологий (ОИТ) МУ ЦРО заключается в обеспечении внедрения информационных технологий в систему образования, содействии модернизации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений на основе ИКТ технологий, поддержки реализации творческого потенциала (творческой самореализации) педагогических работников на основе современных технологий.

Политика Отдела информационных технологий (ОИТ) МУ ЦРО — это совокупность всех решений и мер, принятых для постановки стратегических задач и их достижения, т.е. разработка и реализация муниципальной «Программы информатизации системы общего и дополнительно образования г. Дубны Московской области на 2009 -2013 г.г.» (далее Программа информатизации).

Стратегические задачи— это более подробное описание того, что необходимо достичь на муниципальном уровне. Решению стратегических задач  способствуют проектно-программные мероприятия Программы информатизации. Как показывает практика, хорошо сформулированные стратегические задачи должны обладать пятью основными свойствами:

  • быть конкретными,
  • поддаваться измере­нию,
  • быть уместными и соответствующими ситуации,
  • быть реальными,
  • иметь четкие временные границы.

Рассматривая политику, стратегию и планирование работы ОИТ можно увидеть четкую логическую последовательность планируемых мероприятий в рамках соответствующих проектов:

1 этап:

  • Целеполагание.
  • Опытно- экспериментальная работа.
  • Анализ полученных результатов.

2 этап:

  • Реализация проектно-программных мероприятий
  • Организационно- распорядительная деятельность.
    • Кадровое (подбор и расстановка кадров)
    • Методическое
    • Материально-техническое / техническое
  • Мониторинг инновационных процессов.
  • Контроль, регулирование, коррекция (отчеты, справки, изменения, дополнения, согласование вопросов).
  • Изучение передового опыта.
  • Продвижение и распространение передового опыта.
  • Мониторинг на этапе функционирования.
  • Ресурсное обеспечение:

Управление процессами

Достижению поставленных целей, решению стратегических задач и реализации выбранной политики способствует управление процессамиПроцесс — это логически взаимосвязанная между собой последовательность работ (видов деятельности), направленная на достижение поставленной цели.

Четкое определение процессной структуры дает нам ответы на вопросы:

  • Что должно быть сделано.
  • Какой ожидается результат.
  • Каким образом можно определить (измерить), что в результате работы процесса достигается ожидаемый результат.
  • Как результаты выполнения одного процесса влияют на результаты других процессов.

В результате этого получаются цепочки процессов, по которым можно отследить, что происходит при реализации конкретного проекта, какой результат получается, а также определить контрольные точки в этих цепочках, в которых выполняется мониторинг качества и достигнутые конечные результаты.

Модель совершенствования процессов

Управление Взаимоотношениями

 Качество IT- услуг во многом зависит от стратегии и тактики взаимоотношений методических служб и образовательных учреждений.. На основе этих отношений разрабатываются и корректируются совместные действия по реализации проектно-программных мероприятий. Сферой действия образовательных упреждений и ОИТ является организация сотрудничества и координация работы на стратегическом, тактическом и операционном уровнях.

Управление Взаимоотношениями играет важную роль в развитии стратегического диалога между IT- организацией, т.е. Отделом информационных технологий и образовательным учреждением. Такой подход может послужить основой для установления долгосрочного сотрудничества, в котором ОИТ концентрирует свои усилия на запросах школ и предлагает IT — решения, позволяющие образовательному учреждению достигать свои цели развития учебно-воспитательного процесса на основе информационно- коммуникационных технологий.

 Рассмотрим эффективность этой модели методического сопровождения на конкретных примерах.Основные цели и задачи муниципальной политики в области информатизации образования ориентированы на реализацию:

  • основных положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,
  • комплекса мер по модернизации общего образования,
  • федерального государственного образовательного стандарта,
  • оказания услуг населению в электронном виде.

Данные направления нашли  свое отражение в проектно-программных мероприятиях  муниципальной «Программы информатизации системы общего и дополнительного образования на 2009-2013 г.г.».

Начиная с 2009 года начала быстро изменяться техническая организационная инфраструктура большинства образовательных учреждений. Под организационной инфраструктурой мы понимаем создание стационарных и мобильных компьютерных классов,  оборудованных рабочих мест в учебных и  методических кабинетах,  библиотеках, оборудованные места администрации, поэтому особенно актуальными стали следующие проекты:

  •  «Технологии эксплуатации мультимедийного оборудования».
  •  «Технологии эксплуатации мобильных компьютерных классов (МКК)».
  •  «Технологии эксплуатации  мультимедийных досок в учебно-воспитательном процессе»
  •  «Технология использования интерактивных,  мультимедийных обучающих программ, учебников нового поколения с интерактивными и мультимедийными приложениями и Интернет- ресурсов (обучающие информационные ресурсы)».сеть бальшая

Техническая организационная инфраструктура ОУ

Методистам отдела информационных технологий была поставлена задача – обеспечить эффективную эксплуатацию оборудования. На первом этапе из числа наиболее продвинутых учителей в области информатизации на конкурсной основе была организована группа для проведения опытно-экспериментальной работы.  Победителям конкурса было выделено оборудование: интерактивные доски, мультимедийное оборудование, мобильные компьютерные классы, оргтехника. На основании подписанного соглашения учителями выполнялось техническое задание, предусматривающее овладение технологией эксплуатации оборудования, отработку форм и методов проведения учебных занятий с применением цифровых образовательных ресурсов.

Результатом опытно- экспериментальной работы стали конкретные продукты:

    • разработанные методические пособия, программы, сценарии,
    • оптимизация и модернизация  форм, методов обучения на основе информационных технологий,
    • описание форм, методов и приемов обучения,
    • рефераты, статьи,
    • разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий к учебнику или по отдельной теме,
    • выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,
    • личные WEB – страницы в муниципальном Банке передового педагогического опытаhttp://oit.uni-dubna.ru/bank1/index.htm .

    На личных WEB –страницах педагогов представлены:

    • Карта научно-методической экспериментальной работы
    • Ссылки на сайт /личные страницы в сетевых педагогических сообществах
    • Разработки уроков и внеклассных мероприятий
    • Участие в конкурсах профессионального мастерства по ИКТ
    • Обобщение и распространение опыта по ИКТ (участие в конференциях, семинарах, мастер – классах)

    В результате мониторингов и анализа деятельности участников опытно- экспериментальной работы было определено, какими компетенциями должен обладать учитель для того, чтобы обеспечить эффективную эксплуатацию оборудования и эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. В первую очередь это:

    ИКТ-компетенции и диагностируемые показатели

    N

    ИКТ компетенции

    Диагностируемые показатели

    1 Наличие общих представлений в сфере ИКТ 1. Представления о назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях
    2. Представления о гигиене компьютера и защите информации
    3. Представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе
    2 Наличие представлений об электронных  и цифровых образовательных ресурсах(ЭОР, ЦОР) Представления о номенклатуре и дидактических возможностях ресурсов, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность. Формируются на основе аннотированных обзоров ресурсов по предметам обучения каталоги:1.   готовых обучающих мультимедийных и интерактивных программных продуктов(программно-методических комплексов, учебников, лабораторных и практических работ),2.   готовых обучающих мультимедийных и интерактивных программных продуктов по воспитательной работе,3.   Интернет-ресурсов по предметам,4.   Сетевых сообществ педагогов.
    3 Владение интерфейсом операционной системы 1. Приёмы выполнения файловых операций
    2. Организация информационной среды как файловой системы
    3. Приёмы ввода-вывода информации, включая печать документов и запись информации на CD
    4. Техника установки и удаления приложений и электронных образовательных ресурсов
    4 Наличие общих представлений в сфере мультимедиа 1.     Общие представления об оцифровке звука и изображения2.      Представления о программных средствах записи и воспроизведения звука и изображения
    5 Технологии в сфере мультимедиа 1.     Технология создания озвученных слад-шоу в специализированных программах.2.     Технология редактирования видео и аудио файлов
    6 Технологии использования учебно-лабораторного оборудования 1. Технология использования мультимедийного проектора,2. Технология использования мобильного компьютерного класса,3.Технология использования интерактивной доски (знание инструментов, умение работать с библиотекой ИД, умение создавать интерактив)4.Технология использования документ-камеры5.Технология использования цифрового учебно-лабораторного оборудования.6.Технология организации сетевого взаимодействия «Учитель — класс», в условиях локальной сети7.Технология эксплуатации периферийного оборудования.
    7 Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов 1. Ввод текста с клавиатуры и приёмы его форматирования
    2. Вставка и форматирование таблиц
    3. Подготовка простых текстовых документов, содержащих графические элементы, типовые приёмы работы с встроенными инструментами векторной графики
    4. Основные приёмы работы с редактором формул
    5. Приёмы работы со стилями текста, надстрочными и подстрочными символами
    6. Приёмы подготовки педагогически целесообразных презентаций
    7. Приёмы построения графиков и диаграмм
    8. Технология сканирования, распознавания, форматирования текста9. Приёмы работы с электронными таблицами (простые расчёты, построение графиков, диаграмм)10. Простейшие приёмы использования audio-video форматов в документах и презентациях11. Приёмы работы в режиме рецензирования документа12. Приёмы рисования с помощью встроенных инструментов векторной графики (работа с панелью «Рисование»)
    8. Владение технологией подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики 1. Представления о формировании и основных моделях отображения цвета
    2. Представления о форматах сохранения изображений
    3. Технология сканирования изображений и их сохранение, преобразование форматов
    4. Технология простейшей коррекции и оптимизации растровых изображений (сжатие) для последующего использования в презентациях и Web-страницах
    5. Технология работы с текстом в растровой графике
    6. Технология вывода изображений на печать
    7. Простейшие приёмы преобразования векторных форматов в растровые (графики, формулы, диаграммы, схемы)8. Общие представления о цифровой фотографии
    9. Основные технологии работы с цифровой фотокамерой
    10. Технология коллажирования изображений
    11. Простейшие технологии ретуши изображений.  Только для учителей ИЗО!
    12. Технология использования инструментов рисования
    9. Владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями 1. Технология использования поисковых систем, формирование запросов, получения и сохранения информации в целях последующего использования в педагогическом процессе
    2. Представления о Web — форумах и чатах, этике общения в Интернете.
    3. Технология работы с электронной почтой и телеконференциями
    4. Простейшие технологии работы с файловыми архивами
    5. Представления о работе с коммуникационными технологиями ICQ, Mail.ruАгент.
    10 Владение основами технологии построения web-сайтов 1. Представление о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта.
    2. Представления о структуре web-страницы
    3. Простейшие технологии сайтостроения, обеспечивающие возможность представления образовательной информации в форме сайта — файловой системы. Технология создания сайтов в HTML, FrontPage, конструкторе сайтов. 
    4. Приёмы вставки в Web-страницу математических (химических) формул и уравнений5. Приёмы работы с преформатированными текстами (вставка в web-страницу стихотворных фрагментов)6. Представления о принципах Web-дизайна
    7. Приёмы подготовки шаблонов дизайна сайта
    8. Технология редактирования и вставки графических объектов для Web.

     Эффективные способы работы лучших учителей должны находить распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

     Для того чтобы все учителя могли овладеть необходимыми технологиями для эффективного применения информационно- коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе методистами Отдела информационных технологий и преподавателями Университета «Дубна» были созданы и апробированы разделы учебных модулей на основе систематизации и обобщения лучшего опыта учителей Дубны в области информатизации образования. Продуктные результаты этого опыта (разработки уроков, проекты, методики, технологии) использованы в качестве примеров эффективности использования ИКТ и методических пособий.

     Все программы прошли сертификацию и вошли в региональный реестр программ повышения квалификации. Мы представляем перечень модульных программ, необходимых для формирования компетенций педагогов, способствующих эффективному применению ИКТ в учебно- воспитательном процессе. Данные темы курсов повышения квалификации являются вариативной частью образовательной траектории учителя.

    Условно их можно разделить на следующие группы:

    1. Технология использования интерактивного оборудования (мультимедийное оборудование, интерактивные доски, документ – камеры)
    2. Технология Интернет — образования,
    3. Использование информационных технологий в учебно — воспитательной деятельности педагога.
    4. Технологии создания и использования дидактических пособий с использованием ИКТ.

    Направление / Наименование темы

    кол-во часов

    Технология использования интерактивного оборудования

    1

    «Интерактивные технологии в образовании Smartboard (Smart Notebook)»

    36

    2

    «Интерактивные технологии в образовании Hitachi (Star board)»

    36

    3

    «Интерактивные технологии в образовании НИО борд (Interwrite board)»

    36

    4

    «Интерактивные технологии в образовании Triumph board».

    36

    Технология  Интернет — образования

    1

    «Технология создания учебного, справочного пособия в  Системе дистанционного обучения «Дубна» (СДО)».

    36

    2

    «Технология работы в  Системе дистанционного обучения «Дубна» (СДО). Создание электронного курса в режиме «Только тест».

    36

    3

    «Формы и методы, формы организации учебной деятельности учащихся с использованием  Интернет ресурсов»

    36

    4

    «ИКТ -  как средство коммуникации в педагогической деятельности»

    36

    5

    «Использование электронных  и цифровых образовательных ресурсов в практической деятельности учителя»

    36

    Технологии создания и использования  дидактических пособий с использованием ИКТ

    1

    «Технология создания простейших учебных презентаций»

    36

    2

    «Технология создания сложных многоуровневых учебных пособий»

    36

    3

    «Технология изготовления дидактических материалов с использованием графического редактора Adobe PhotoShop » или аналоговой программе»

    36

    4

    «Технология изготовления наглядных пособий, дидактических материалов с использованием графического редактора CorelDraw» или аналоговой программе»

    36

    5

    «Технология создания учебных видео-пособий»

    36

    6

    «Создание электронных учебных пособий с учетом  психологического влияния цвета на восприятие, память, внимание, стимулирования деятельности учащихся»

    36

    7

    «Создание озвученных пособий (слайд-шоу) для учебно-воспитательного процесса с помощью специализированных программ»

    36

    Использование информационных технологий в учебно — воспитательной деятельности  педагога.

    1

    «Инновационная и опытно – экспериментальная деятельность учителей – предметников на основе ИКТ в условиях модернизации образования»

    72

    2

    «Формы и методы использования ИКТ в воспитательной работе»

    36

    3

    Использование информационных технологий в профессиональной деятельности  учителя

    72

Большинство педагогов Дубны прошли обучение про перечисленным программам как на курсах повышения квалификации, так и на постоянно-действующих семинарах, которые были организованы Центром развития образования.Об эффективности нашей модели методического обеспечения свидетельствуют результаты мониторинга, проводимого в форме социологического исследования в 2013 году по теме «Готовность педагогов общеобразовательных учреждений к внедрению ФГОС основного общего образования  по направлению «Информатизация».

Большинство педагогов используют в своей деятельности текстовые редакторы, программы для подготовки презентаций, электронные таблицы.

Для создания качественных презентаций более 77,4 % педагогов применяют на практике программы для работы с изображениями.

 Педагоги овладели технологиями работы с аудио и видео файлами для эффективного применения мультимедийных средств обучения.

85,2% педагогов школ города при проведении учебных занятий и внеклассных мероприятий используют электронные образовательные ресурсы.

Результаты мониторинга показали, что наиболее активно учителями применяются в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникационные технологии:

  • Для объяснения нового материала
  • Для контроля знаний
  • Для самообразования учащихся
  • Для самоподготовки учащихся к уроку
  • Для индивидуальной работы с одаренными детьми

За последние 3 года значительно увеличилась доля учителей, использующих в своей педагогической практике Интернет (почти 96%)

97,2 % педагогов используют интернет для поиска информации по разным темам для проведения учебных занятий, электрону почту используют 92% (три года тому назад это показатель составлял чуть больше 20%), используется интернет и для посещения педагогических сайтов, размещения собственных материалов и разработок на педагогических порталах.

Значительно увеличилась доля педагогов активно участвующих в работе педагогических сообществ. Три года тому назад всего 5,2%  педагогов были зарегистрированы на педагогических  порталах , сейчас это показатель составляет более 67%

 Наибольшей популярностью пользуются следующие педагогические интернет-сообщества:  Прошколу.ru, Педсовет.org, Открытый класс, Завуч.info, 1 сентября.    Почти 60% учителей имеют публикации в Интернет.

 Постоянно растет доля педагогов, применяющих средства коммуникации для взаимодействия с родителями и учащимися. Для этого используются сайты школы, электронная почта, блоги и форумы, встроенный модуль почты в автоматизированную систему управления «Виртуальная школа», которая используется в Дубне для ведения электронных журналов и дневников.

О результате эффективного методического обеспечения и сопровождения применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе свидетельствует и то, что всего за 3 месяца было обеспечено введение в эксплуатацию и эффективное применение учебно-лабораторного оборудования, поставленного в рамках ФГОС для 1-ых классов.

Муниципальная модель методического сопровождения ОУ оказалась очень эффективной при оказании услуг населению в электронном виде. Коротко представим деятельность в данном направлении на примере услуги «Электронный дневник пи электронный журнал»

На слайде указаны мероприятия по этапам в рамках методического сопровождения ОУ:

1 этап: организационный

  1. изучение федеральной нормативно-правовой базы и федеральных стандартов
  2. выбор автоматизированных систем управления (АСУ) для предоставления услуг
  3. изучение функциональных возможностей АСУ в опытно-экспериментальном режиме
  4. разработка программ обучения всех категорий пользователей (администраторы, учителя)
  5. разработка методических пособий для всех категорий пользователей.

2 этап: ввод в эксплуатацию АСУ «Виртуальная школа»

  1. Организационно- распорядительная деятельность (приказы, согласования, регламенты, планы работ, комплектация групп для обучения)
  2. Обучение всех категорий пользователей (администраторы, учителя)
  3. Ввод в эксплуатацию АСУ «Виртуальная школа» (формирование базового функционала системы заместителями директоров ОУ, заполнение электронных журналов учителями-предметниками, формирование электронных дневников)
  4. Методическое сопровождение и консультирование всех категорий пользователей
  5. Организация работы «Горячей линии»
  6. Мониторинг деятельности ОУ по работе с АСУ «Виртуальная школа»
  7. Контроль, регулирование коррекция деятельности ОУ при переходе на этап функционирования

100% образовательных учреждений приступили к оказанию услуги в электронном виде «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости», что и является конкретным показателем качества и эффективности методического обеспечения и сопровождения.

Опыт работы Управления образования и МУ ЦРО по данному направлению был представлен на областном уровне в рамках:

  • семинара «Роль Интернет-сайтов в процессе обеспечения информационно открытости системы образования  Московской области», Москва, АСОУ, 22.05.2012.
  • IX научно-практической конференции «Модернизация образования в условиях информационного общества», Мытищи, МГОУ, 30-31 октября 2012.
  • семинара-совещания для специалистов органов управления образования, организованного Министерством образования Московской области «Опыт и проблемы внедрения систем  ведения дневников и журналов успеваемости обучающихся в электронном виде», Москва, 28.03.2013.

 Естественно, что для оказания полного спектра методических услуг сил методистов ОИТ явно недостаточно, поэтому была осуществлена целенаправленная подготовка учителей- тьюторов. Таким образом, сформировалась своеобразная организация, в которой методисты ОИТ кроме методических функций выполняют также роль координаторов, а учителя – тьюторы выполняют роль консультантов в школах или своих методических объединениях, т.е. являются вспомогательным персоналом для методического обеспечения.

Если в настоящее время мы реагируем лучше и быстрее на еще более быстрые изменения в области IT - технологий, то это является результатом подбора и расстановки кадров, качества и численно­сти персонала, включая тьюторов в ОУ.

Информационную открытость и доступность документов, необходимых для методического сопровождения педагогов общеобразовательных учреждений, обеспечивает информационно-методический сайт МУ ЦРО . http://oit.uni-dubna.ru/index.htm.

На нем представлена информация о программах и проектах, реализуемых на муниципальном уровне, организационно-распорядительные документы, методические пособия, сборники, программы повышения квалификации для педагогов, информация о проведении конкурсов конференциях, семинарах, форумах по ИКТ и банк передового педагогического опыта. Указанные  материалы востребованы педагогами и оказывают большую помощь при прохождении ими аттестации.

 

В своем выступлении я упоминала о банке передового опыта. По результатам статистики посещения банк передового педагогического  опыта пользуется спросом не только среди учителей школ города Дубны, но в других  городах и регионах России.

 

 

Завершая свой доклад, мне хотелось бы отметить, что представленная муниципальная модель организационно-методического сопровождения актуальных направлений информатизации системы образования г. Дубны» способствует формированию информационной культуры педагогов, учит видеть их те педагогические проблемы, которые решаются более эффективно с помощью использования средств ИКТ и позволяет ориентировать их на постоянное обновление форм и методов работы.

 Скиба Наталия Павловна начальник Отдела информационных технологий МБУ «Центр развития образования г. Дубны Московской области» e-mail: skibanat@uni-dubna.ru

 Белоскова Екатерина Геннадьевна методист Отдела информационных технологий МБУ «Центр развития образования г. Дубны Московской области»e-mail: kuzeg@uni-dubna.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Reseptbelagte stoffet bivirkninger: CialisNorge.org


Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.